Понедельник, 06.05.2024, 03:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт Хомутовской Лидии Николаевны, учителя начальных классов

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Православный календарь [6]
Материалы этой категории позволят получить знания о православных праздниках.
Сказки [3]
В этот раздел вошли сказки, которые помогут воспитать христианина.
История перед сном [1]
Здесь можно выбрать произведение, которое можно и стоит прочитать или рассказать ребенку перед сном. Истории правдивые и поучительные.
О православии (статьи) [2]
В данном разделе собраны статьи о православии.
Летопись класса [5]
В данной категории отражаются самые важные события в жизни нашего класса
Поэзия для души [9]
В данный раздел вошли стихотворения, которые не оставят вас равнодушными.
Поздравления и стихи в честь 9 Мая [2]
Материалы данной категории посвящены Великой Победе в Великой Отечественной войне
Календари [0]
В данном разделе хочется осветить различные виды календарей.
Часы-календарь
Красивые детки
О воспитании

Каталог статей

Главная » Статьи » О православии (статьи)

Заступница усердная — о церковном почитании Божией Матери

Заступница усердная — о церковном почитании Божией Матери

№30 (207) / 8 августа ‘02

СВЯТЫНЯ



Чудеса от икон Богородицы и сами иконы с древних времен вошли в историческую память человечества. Первые иконы Божией Матери, как гласит предание, были написаны апостолом и евангелистом Лукой и благословлены Самой Пречистой Девой.

Списками с них стали Владимирская, Тихвинская, «Одигитрия», что значит «Путеводительница», и другие. С них, в свою очередь, также делались многочисленные списки, которые разошлись во все концы земли. Но были и иконы, написанные после явлений Богородицы, как бы закрепляющие мистический акт явления Божией Матери в земном историческом пространстве. Таковы Боголюбская, где Богородица, явившаяся Андрею Боголюбскому во сне, изображена в полный рост, или Максимовская с омофором в руках — именно так Она явилась митрополиту Владимирскому Максиму в 1299 году.
Однако икону не следует воспринимать только как памятный знак в честь какого-то чудесного события. Нет, она — пришествие, вхождение чуда в нашу жизнь. Явившись однажды, оно уже не прекращает своего благодатного действия, и только от нашей веры зависит возможность принятия его. Собственно, чудотворение от икон есть призыв нас к святости, к следованию за Богом. В них нам должны открыться неведомые мистические глубины жизни, ее истинный смысл. И тогда мы поймем, что все внешнее благоустройство, к которому мы так стремимся, может быть только следствием нашего внутреннего облагораживания себя, обновления во Христе. И здесь перед нами снова возникает образ Богородицы, подвиг Ее земной жизни.
С ранних лет Она была взята в удел Божий, но не остановилась там, где все в молитве и трепете поклонялись Богу, а погрузилась в такие духовные глубины, где Бог и человек встречаются лицом к лицу. И в этих глубинах совершалось таинственное очищение души. Внешняя жизнь текла обычно, но внутренне это было предстояние пред Богом в такой тишине и таком безмолвном созерцании, которое и называется «святая святых». Это чудо откровения и доверия дало возможность совершиться чуду воплощения.
Это прекрасно отражено в песнопениях, посвященных Богородице и Ее иконам. Вот где церковная поэзия достигла своей высоты и блеска. Вникнем в смысл мо-литвы.
Здесь нет конкретных просьб о помощи, но вместе с тем все наполнено личным чувством и личным переживанием. Наши проблемы могут как бы уместиться в этих словах. Перед сознанием величия Богородицы отступает наша суетная каждодневность.
Вот на чем основано почитание Божией Матери — не на стремлении получить некие желаемые блага, а на признании Ее несравненной святости и смирения перед Богом. Поэтому почитание Богородицы для нас есть школа духовного возраста-ния. 
Во всех священных песнопениях выражается несравненная сила хо-датайства и помощи Божией Матери. Мы как бы окружены Ее материнской заботой. И в ответ что от нас требуется? Ничего. Материнская любовь не прейдет, то есть не иссякнет, даже если мы отвернемся от мате-ри. Поэтому важно понять, что мы не обязаны, не принуждены ничем к почитанию и прославлению Божией Матери. Это добровольный свободный акт. И чем больше в нем бескорыстия, тем он выше и чище.
Но ведь в нашей житейской логике благодарность есть ответ на благодеяния. А если мы этих благодеяний Богородицы не чувствуем и ничего о них не знаем, то и оказывается, что икона для нас лишь произведение искусства и может служить лишь удовлетворению нашего эстетического чувства. Какое обесценивание! И как самих себя можно обокрасть!
Литургическое Предание Церкви сохранило множество замечатель-ных песнопений, посвященных Богородице. Тропари и кондаки, каноны, акафисты — все эти молитвенные песнопения различных жанров обращены к Божией Матери и Ее иконам. Эти молитвы нужны нам прежде всего потому, что они возводят нас в высшее духовное состояние, приближают нас к созерцанию небесной чистоты.
Человек устроен так, что деятельность духовная и телесная, внутренняя и внешняя, в нем неразрывно связаны. Бог -Творец и душ, и телес наших. Потому и Богопочитание в нас должно охватывать и внутреннюю, и внешнюю нашу природу. Одно с другим связано неразрывно. И молитва приводит все в единство своим словесным действием. Без внутренней, духовной стороны Богопочитание было бы телом без души, то есть безжизненным, механическим и ложным. Оно было бы даже лицемерием и самообольщением. А с другой стороны, без внешних проявлений, без участия телесного, Богопочитание было бы неполным и неестественным и не могло бы укрепиться в человеке.
Опыт показывает, что пренебрегающие внешними средствами выражения религиозных чувствований (крестным знамением, преклонением головы и колен и т.п.) обычно бывают лишены и внутренней религиозности. И наоборот, усердно и со смыслом пользующиеся этими спасительными жестами и знамениями вызывают и укрепляют в себе соответствующее религиозное на-строение.
Каждое живое чувство стремится выразиться вовне. Потому-то и нет такой религии на земле, которая не сопровождалась бы какими-либо формами внешнего богослужения. Все это необходимо нам знать, чтобы мы могли помочь себе, чтобы молитвенное обращение, столь необходимое для нашей души, стало для нее естественным. И многочисленные молитвы к Божией Матери, сложенные святыми, как ничто другое могут научить нас вере и благоговению.
Россия недаром была названа уделом Пресвятой Богородицы. Множество чудотворных икон Ее было явлено у нас во все века с момента принятия христианства. Тихвинская икона хранит и благословляет северные края. Иверская — южные пределы. Почаевская и Смоленская иконы Пресвятой Богородицы ограждают землю Русскую с запада. На востоке священный форпост — Казанская. А в центре Русской земли сияет неземным светом Божественной благодати Владимирская икона. Это божественное присутствие трудно не заметить. И все-таки признание факта не есть его почитание. Только когда мы с благоговением склоним главу и припадем к иконе, начнется в нас духовная, молитвенная жизнь, и не смысл будет нас интересовать, но почувствуем мы живое действие благодати Божией.

Категория: О православии (статьи) | Добавил: melinda (18.04.2012)
Просмотров: 929 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новости дня
Вести образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Радио on-line
Детское радио
Фраза дня
Калькулятор
"Пятнашки" - флеш-

Л.Н.Хомутовская © 2024
Бесплатный хостинг uCoz