Пятница, 19.04.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт Хомутовской Лидии Николаевны, учителя начальных классов

Меню сайта
Форма входа
Часы-календарь
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Красивые детки
О воспитании

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образование

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
         Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

ФИО автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы  в должности

 

Хомутовская

Лидия Николаевна

МОУ Саваслейская средняя общеобразовательная школа, 607007, Нижегородская обл., Кулебакский р-н, с. Саваслейка, ул. Солнечная 1 А.

Учитель начальных классов, учитель иностранного языка (английский язык) и информатики в начальных классов

30 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

 

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений –  противоречия между сложившимся стереотипом в образовании, т. е. традиционным образованием и требованиями времени  - создать новые условия образовательной деятельности, а именно внедрение технологии интерактивного обучения младших школьников. Школьная практика показывает, что даже использование активных методов обучения, вызывающих активность ребенка, - недостаточное условие для полноценного развития ребенка. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих заданий и общение в системе Учитель – ученик, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в обучении и воспитании современной развитой личности, как интеллектуально, так и духовно. Необходимость уйти от механического усвоения учениками суммы знаний - к всеобщему развитию личности диктует применение современных инновационных технологий. Нам удалось доказать, что в современной школе  формируются новые принципы: не человек для государства, а государство для человека. Не ребенка нужно приспосабливать к образованию, а образование к ребенку. А потому, на наш взгляд, авторитарную дисциплинарную модель обучения следует заменить личностно-ориентированной.  В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать "не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”.

Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в рамках эксперимента по апробации УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой), осуществляемого МОУ  Саваслейской СОШ Кулебакского р-на Нижегородской области совместно с кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО под руководством Т.Н. Руновой (доцент кафедры начального образования, к. п. н.)

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и

др.)

Классификационные параметры

 

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концептуальные позиции

 

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

Данная технология может быть эффективна, если будет осуществлено разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. Опыт нуждается в популяризации.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Хомутовская Л. Н. – учитель высшей квалификационной категории. С 2006 года также преподает иностранный язык (английский) и информатику в начальных классах. На протяжении длительного времени возглавляла МО учителей начальных классов. Лидия Николаевна – это творчески работающий учитель, увлеченный своим делом, квалифицированный, умело сочетающий на своих уроках методическое мастерство, педагогический такт, психологическую обоснованность, личностно-ориентированный подход к обучению. Учитель гармонично сочетает в своей работе гуманное отношение к детям с высокой требовательностью к себе и своим ученикам. С 1995 года работает по системе развивающего обучения. Тот, кто хотя бы раз побывал на уроках этого учителя, мог заметить: здесь царит атмосфера мира и взаимопонимания, сотрудничества и взаимоответственности. Уроки Хомутовской Лидии Николаевны отличаются высокой интеллектуальной деятельностью учащихся, четкостью, логичностью, организованностью. Свои занятия Лидия Николаевна строит с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся. Для каждой группы учащихся ею создан раздаточный материал, позволяющий эффективно усваивать материал курса в своем темпе.

На уроках систематически проводится работа по созданию развивающей среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность учащихся начальных классов, что побуждает ученика проявить возможности его собственного развития через самодеятельность.

Построение процесса обучения специально ориентированного на развитие воображения и мышления (использование метода проектов), принципиально изменяет позицию ученика. Дети активно участвуют в каждом шаге обучения – принимают учебную задачу, анализируют способы ее решения, выдвигают гипотезы, определяют причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Эмоциональность речи, необычная форма преподнесения материала (в том числе использование средств ТСО, а также мультимедийных средств и информационных технологий) также способствуют повышению мотивации учения.

В районе обобщен опыт ее работы по теме: «Формирование орфографической зоркости на основе развития памяти». В 2004 году принимала участие во Всероссийском конкурсе работ по обобщению опыта по использованию краеведческого материала, собранного в ходе диалектологических, этнографических, фольклорных экспедиций по селу участниками научного общества учащихся школы на уроках риторики. Один из разделов работы – пояснительная записка к программе «Как изучать краеведение на уроках риторики?», была отмечена призовым местом.

Разработан и апробирован Проект программы по английскому языку для учащихся 1 класса «Правильный английский без скучных правил». Разработана система упражнений по формированию орфографической грамотности на основе развития памяти, дидактический материал по русскому языку, математике, литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром и природоведению на печатном и электронном носителе. Подготовлен к печати сборник «Биографии писателей, вошедших в круг внеклассного детского чтения для учащихся начальных классов».

Особого внимания заслуживает работа Хомутовской Лидии Николаевны с одаренными детьми. Ее ученики – постоянные участники и призеры школьных, районных олимпиад. В 2003 – 2004 учебном году – 1 место в районе по природоведению.

Победитель районного конкурса «Учитель года – 2007». В 2007 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

 

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО:

Результаты ее работы – стабильно высокое качество знаний учащихся по всем предметам начальной школы:  2003-2004 учебный год – 85 %, степень обученности класса – 80 %; 2004 – 2005 учебный год – 88 %, степень обученности класса – 87 %; 2005 – 2006 учебный год – 70 % (класс специально-коррекционный), степень обученности класса – 81 %. На протяжении последних трех лет процент успеваемости в классах Лидии Николаевны составляет 100 %.

Внутренняя результативность:

Диагностика и педагогические наблюдения показывают, в развитии учащихся происходят значительные изменения, а именно: класс Лидии Николаевны всегда имеет свое лицо - это открытое сообщество, где сочетаются внимательное отношение к личности ребенка и высокий интеллектуальный уровень самих детей.

Рейтинг среди учащихся класса (71 % учащихся класса  - высокий уровень познавательной активности)

Рейтинг среди классов (1-е место в параллели)

«Портфолио ученика» (личные достижения ученика). Защита в виде презентации на классном часе, собрании родителей или на заседании ШАН (Школьной Академии Наук)

Наблюдается положительная динамика:

·        В интеллектуальном уровне развития.

·        В развитии коммуникативных умений учащихся.

·        В способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности.

·        В повышении мотивации обучения.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Целевые ориентации

Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.

Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.

Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Индивидуализация педагогического взаимодействия.

Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.

Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующих субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. В таких условиях ученики учатся думать и действовать конструктивно, инициативно относиться к выполняемой работе.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль "фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

Интерактивные технологии и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, "два, четыре, вместе”;

— метод карусели;

— рассказ учителя с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— уроки в форме дискуссий, дебатов;

— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность).

Основная цель интерактивного обучения

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Данный опыт имеет обще методический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики всех предметов, преподаваемых в начальной школе, а также при организации воспитательной работы. Включение учащихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать стабильных высоких результатов.

Учебный процесс строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, что способствует обогащению личного опыта школьника. Учитель вооружает учащихся пониманием своей активной роли на уроке, выявляет их индивидуальные особенности и реальные возможности.

Данная технология ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Применение инновационных развивающих технологий позволяет не только сформировать продуктивное теоретическое мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения.

Ф.И.О. эксперта, его
контактные телефоны, адрес
электронной почты, почтовый
адрес   

Мишенькина О.Б., Чекмаева О. И., Савелова А. С. -  члены экспертной районной комиссии.

607010 Нижегородская обл., г. Кулебаки, ул. Воровского, д. 43 а. (8276) 5-19-1

Новости дня
Вести образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Радио on-line
Детское радио
Фраза дня
Калькулятор
"Пятнашки" - флеш-

Л.Н.Хомутовская © 2024
Бесплатный хостинг uCoz