Пятница, 29.03.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт Хомутовской Лидии Николаевны, учителя начальных классов

Меню сайта
Форма входа
Часы-календарь
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Красивые детки
О воспитании

Пора ли в школу?

http://img-fotki.yandex.ru/get/17/chernoburochka.0/0_b8e4_f137b848_XL

Когда можно идти в первый класс?


«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! — как правило, с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это  особенно важно знать родителям и учителям.

Характерным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакции детского организма на внешние воздействия. Опорно-двигательный  аппарат продолжает интенсивно формироваться: позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушения процессов роста и развития костной системы, нарушения осанки. Это необходимо учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) — рабочего места ученика.

Стопа также состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим  особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты.

В состоянии с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы  характеризуются продолжающимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для возникновения различных инфекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.

При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления, как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм.

Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении. Высшая  нервная деятельность  характеризуется неустойчивостью,  быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны: осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям; выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту; управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых; проявлять интерес к новым знаниям; наглядно-образно и действенно-образно мыслить; иметь в словарном запасе 3,5—7 тыс. слов; правильно произносить все звуки; различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира; срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры; различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения; заниматься однотипной деятельностью не более 10—12 минут; переключаться на разные виды деятельности не более 3-х раз в течение занятия; некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании.

Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо; эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности; быть очень чувствительными к стилю отношения взрослых (особенно учителя) к себе. Вместе с тем «могут» и «способны» — совсем не означает, что для всех детей это  обязательная норма.

Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, состояние здоровья и т. п.) факторы. Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

Факторами риска   являются: чрезмерная жесткость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения. Общеизвестно, насколько пагубно сказывается на здоровье, росте и развитии детей жизнь в обстановке постоянных конфликтов и ссор, страха и безнадзорности, пьянства. Ребенка, выросшего в таких условиях, справедливо считают «педагогически запущенным».

По общему уровню развития, объему сведений и знаний он сильно отстает от своих сверстников, хотя может быть хорошо адаптирован к среде, в которой растет. Трудно ожидать, что развитие ребенка из неблагополучной семьи — физическое или психическое — пройдет без осложнений. Однако не менее серьезные проблемы могут возникнуть и в тех семьях, которые традиционно считаются благополучными или даже «очень хорошими».

Не редки случаи, когда родители — сторонники «железной дисциплины», жизнь в семье организована по жесткому режиму, требования к ребенку не соответствуют его физиологическим возможностям. Во внешне вполне благополучной семье создается ситуация постоянной напряженности, система требований рождает подчинение, нерешительность, страх, повышенную тревожность, ощущение эмоционального дискомфорта, что впоследствии может не только отрицательно сказаться на развитии ребенка, но и привести к нарушению здоровья, осложнить адаптацию его в школе.

http://gov.cap.ru/Home/13/2011/news/avgust/2011_09_01.jpg

Поступление в школу — один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптационным и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Для ребенка трудности этого периода проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров  сердечно-сосудистой, дыхательной  систем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Более тяжелое протекание адаптационного периода возможно ожидать у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной готовности к школьному обучению, отставание биологического развития. Поскольку речь идет о социальной адаптации, которую рассматривают как способность человека формировать поведенческие реакции, адекватные данным социальным воздействиям, родителям следует знать, что ее как врожденного качества не существует. А только возможность к приспособлению в новой среде формируется после рождения особенно интенсивно в первые три года жизни ребенка.

Период  адаптации   может  протекать  по-разному   и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме ребенка, отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и различными клиническими проявлениями, наблюдения за которыми важны для сохранения здоровья детей. Возникает вопрос — есть ли какие либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации?

Да, это прежде всего нарушения в поведении во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжительности и глубины сна. Если в течение 2—3-х недель состояние ребенка нормализуется, значит адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения температуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи — это значит, что снижается общая сопротивляемость организма.

Все  функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает и виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Так протекает адаптация средней тяжести и длительность ее 30—35 дней. Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела; нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); снижении гемоглобина крови, ухудшении нервно-психическою здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки; частых длительных простудных заболеваниях.

Принято считать, что готовность к школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения. Нельзя не обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе только по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей.

Многие считают, что главное условие готовности к школе — объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого — значит привести малыша к срыву.

Здесь особенно велика ответственность родителей. 

Они прежде всего должны заметить те, подчас незначительные изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное — правильно понять, оценить и принять своевременные меры. Неготовыми  к систематическому обучению оказываются дети,  имеющие недостаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов отклонения в состоянии здоровья.

Почему так важно определять готовность? 

Потому, что у детей, не готовых к систематическому обучению в школе, отмечают 

  • недостаточную самостоятельность, 
  • робость, 
  • заторможенность, 
  • отсутствие четкого понимания требований, 
  • пониженную работоспособность и повышенную утомляемость, 
  • речевые нарушения. 
Эти дети предпочитают 
  • игровую деятельность учебной, 
  • не сразу выполняют требования учителя, 
  • часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). 
  • У них встречаются трудности и в усвоении образовательных программ. 
      Они отличаются 
  • негативными формами поведения, 
  • устойчивыми отрицательными эмоциями, 
  • нежеланием учиться и посещать школу, 
  • ведут себя вызывающе, 
  • мешают проводить уроки, 
  • задираются, пытаясь обратить на себя внимание.
      У некоторых детей появляются лишние движения: 
  • сосание пальцев, карандашей, 
  • обкусывание ногтей, 
  • подергивание плечом, рукой и т. п. 

Корни настоящей проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма появляются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе.

Не вызывает сомнения, что готовность к школе — это интегральная характеристика развития ребенка, включающая, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и т. п. Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей — будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда), которые обследовали ребенка, и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений.

Совет родителям:

посетите сайт, на котором найдете задания по подготовке к школе.

 Знания и навыки, которыми предлагается овладеть ребенку, будут полезны ему для успешного обучения в начальной школе.
   Выполнив все предложенные задания, ребенок получит хорошую основу для дальнейшего успешного обучения.

http://uchit.rastu.ru/education/1/

http://novosti-n.mk.ua/upload/ukraine/16554.jpg

 

Новости дня
Вести образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Радио on-line
Детское радио
Фраза дня
Калькулятор
"Пятнашки" - флеш-

Л.Н.Хомутовская © 2024
Бесплатный хостинг uCoz