Модест Мусоргский "Картинки с выставки"
![](http://1.bp.blogspot.com/-GYFW8BEPyIQ/TcGPNuULXtI/AAAAAAAAC78/u8rtzHQx1eA/s320/428px-Viktor_Hartmann.jpg)
В феврале 1874 года в
Петербурге открылась
посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут
были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов,
архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем
чувствовался большой талант художника.
В день ее открытия среди посетителей заметно
выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и
смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с
ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они
от одного экспоната к другому.
— А почему бы вам. Модест
Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным
работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на
музыку.
Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович
Мусоргский написал десять фортепианных пьес,
объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
Неподвижные картины и макеты ожили в звуках.
Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо
представляем работы художника, хотя и не видели их.
Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки:
Но вот «Прогулка» закончилась. И пред вами «картинка» — «Гном». Уродливый, забавный карлик
семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко
подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Не жалуется
ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не
такой, как все другие существа, а смешной и уродливый?
Следующий образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках», или «Баба-Яга». В музыке Мусоргского оживает каждая картина, иногда даже приобретая новое содержание. У Гартмана — макет часов в виде сказочной избушки, у Мусоргского — стремительный полет Бабы-Яги, хозяйки этой избушки:
И вот новая картинка — «Балет невылупившихся птенцов». Слушая эту пьесу, мы невольно улыбаемся: сколько тут непосредственной детской шаловливости, легкости, грациозности। Это действительно птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Еще один пример воплощения рисунка в музыке: у художника только схематичные эскизы балетных костюмов «деток-канареек», у композитора — танец-шутка:
Финальную пьесу сюиты «Богатырские ворота в стольном городе Киеве» Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов:
http://muzruk.info/?p=7766
«Картинки с выставки» М. Мусоргский / фортепиано - оркестр
БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ (оркестр)